Автотренажер предназначен для автошкол, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств категории "С". Также его использование возможно при преподавании автодела в учреждениях общего и среднего профессионального образования (автотранспортных колледжах, лицеях).
Автотренажер разработан в соответствии с Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории "С", отвечает требованиям пожарной и электробезопасности, а также санитарных правил и нормативов.
Автотренажер позволяет:
- отрабатывать базовые моторные навыки управления типичным транспортным средством категории "C" в условиях труднопроходимой грунтовой дороги и на пригородной автомагистрали;
- изучать общие принципы управления транспортным средством категории "C" при разных метеорологических условиях и разном времени суток;
- изучать правила дорожного движения на практике без риска и амортизационных расходов, связанных с эксплуатацией реального учебного транспортного средства, затрат на техобслуживание и горюче-смазочные материалы;
- проходить подготовку к сдаче первого этапа практического экзамена на получение права на управление транспортным средством категории "C" (на автодроме): движение осуществляется по замкнутому испытательному маршруту с последовательным прохождением контрольных упражнений;
- проходить подготовку к сдаче второго этапа практического экзамена на получение права на управление транспортным средством категории "C" (в городе): движение осуществляется произвольно по всем оживленным улицам и дворам виртуального города, а не строго по определенным испытательным маршрутам;
- осуществлять автоматическую фиксацию ошибок обучающихся и сохранять статистические результаты тренировочных и экзаменационных заездов в персонифицированной базе данных.
Автотренажер позволяет отрабатывать следующие приемы контраварийного (экстремального) вождения:
- освоение габаритных упражнений и получение навыков распределения внимания;
- экстренное торможение, сокращение остановочного пути, маневрирование при экстренном торможении, применение антиблокировочной системы;
- выход из неуправляемого заноса и сноса (при гололеде, снеге, дожде, из ямы, на гравии и пр.);
- скоростное вождение;
- управление автомобилем на рефлексах, сформированных на основе знаний, умений, навыков, физиологических аспектов двигательной деятельности;
- маневрирование в критических ситуациях;
- силовое скольжение;
- сложные повороты;
- вкатывание.
Устройство автотренажера предусматривает компоновку рабочего места водителя с учетом специфики салона пожарного автомобиля и размещение органов управления транспортного средства категории "С".
Автотренажер установлен на шестистепенной динамической платформе на пневмоприводах 6DoF, которая выполнена на базе комплектующих ведущего мирового производителя пневматического оборудования.
Шестистепенная динамическая платформа позволяет перемещать установленный на ней автотренажер автомобиля КамАЗ вперед/назад, вверх/вниз, вправо/влево, а также обеспечивает крен, тангаж и рыскание в диапазоне ±15 градусов. Это дает возможность имитировать ощущения, которые испытывает водитель за рулем реального автомобиля в следующих ситуациях:
- при ускоренном движении, ускорениях, замедлениях, прохождении поворотов и столкновениях;
- при изменении крена и тангажа автомобиля в зависимости от профиля дороги;
- при имитации заноса автомобиля;
- при движении по неровностям дороги и грунта.
Технические характеристики динамической платформы:
- грузоподъемность: 1000 кг;
- минимальное пространство, необходимое для автотренажера: 3000 х 3000 х 5000 мм;
- потребляемая мощность: до 15 кВт;
- электропитание: 3 х 380 В.
Активная рулевая система обеспечивает полную имитацию вождения и передает ощущения при сцеплении колес с дорогой, а также дает возможность почувствовать вибрацию при движении по неровной дороге.
Автотренажер оснащен одним широкоформатным ЖК-дисплеем 42", который дает возможность реалистично отобразить панорамный вид с углом обзора 180 градусов с рабочего места водителя, исключая невидимый сектор дороги в боковых зеркалах.
Звукоряд обеспечивается акустической системой, интегрированной в корпус автотренажера.
Автотренажер оснащен системой локально-сетевого подключения, которая позволяет соединять все тренажеры данной модели в локальную сеть для совместного прохождения тренировочных или экзаменационных заездов в едином виртуальном пространстве.
Данная модель тренажера может быть объединена с другими моделями, производимыми нашей компанией, с целью совершения коллективных заездов как на автодроме, так и в городских условиях. Для того чтобы использовать данную возможность, рекомендуем приобрестимодуль инструктора для тренажеров транспортных средств.
Беспроводная клавиатура позволяет инструктору управлять программным меню автотренажера и в процессе выполнения обучающимся упражнений задавать следующие неисправности транспортного средства:
- отказ работы усилителя руля,
- отказ тормозной системы,
- повышение температуры охлаждающей жидкости,
- падение давления масла в двигателе,
- неисправность генератора,
- отсутствие топлива,
- отсутствие воды в цистерне,
- прокол колеса,
- экстренную остановку окружающих транспортных средств.
Программное обеспечение автотренажера на основе 3D-симуляции движения автомобиля с учетом физических параметров и динамики транспортного средства, а также свойств виртуальной окружающей среды предусматривает прохождение тренировочных и экзаменационных заездов на автодроме, в городе, в условиях труднопроходимой грунтовой дороги и на пригородной автомагистрали.
Программным обеспечением предусмотрена функция "Виртуальный инструктор", представляющая собой голосовое сопровождение, которое контролирует выполнение упражнений и информирует обучающихся о допущенных ошибках, например: "Вы проехали на запрещающий сигнал светофора". Громкость "Виртуального инструктора" регулируется встроенным блоком управления.
Автотренажер снабжен беспроводной системой автоматического распознавания "курсант/инструктор" для ограничения доступа к эксплуатации автотренажера в отсутствие инструктора и исключения выхода из строя вследствие некорректного использования.
Учебный видеофильм "Инструкция по запуску, эксплуатации и технике безопасности при работе на тренажере" предназначен для обучения правильной работе на тренажере. Электронный носитель информации содержит следующий обучающий материал:
- основные правила техники безопасности при работе на тренажере,
- инструкция по запуску,
- эксплуатация тренажера.
Конструктивные характеристики рабочего места автотренажера:
- кресло водителя с регулировкой положения и наклона спинки;
- широкоформатный ЖК-дисплей 42";
- блокируемое динамическое рулевое колесо с действующим звуковым сигналом, функцией возврата в нейтральное положение и обратной связи при наезде на препятствие;
- активная обратная тяга рулевого колеса;
- педали сцепления, тормоза и акселератора;
- механическая 5-ступенчатая коробка передач (5 повышенных/5 пониженных) и передача заднего хода;
- рычаг стояночного тормоза;
- подрулевой переключатель (рычаг включения стеклоочистителей, рычаг переключения указателя поворота и света фар), переключатели освещения и аварийной сигнализации;
- замок зажигания;
- ремни безопасности с датчиками фиксации положения;
- оригинальная панель приборов автомобиля КамАЗ.
Основные характеристики автотренажера:
- стандартная компоновка рабочего места водителя транспортного средства категории "С";
- шестистепенная динамическая платформа на пневмоприводах;
- включение/выключение автотренажера нажатием одной кнопки;
- функция смены угла обзора ("поворот головы" виртуального водителя), позволяющая контролировать максимально большое пространство вокруг транспортного средства;
- функция смены камер вида;
- выбор погодных условий (дождя, снега, тумана, яркого солнца) и времени суток для прохождения заезда;
- наличие пешеходов на улицах виртуального города, которые являются полноценными участниками дорожного движения: ходят по тротуарам и пересекают проезжую часть;
- скопление осадков на ветровом стекле при отключенных стеклоочистителях (очищение ветрового стекла осуществляется включением стеклоочистителей);
- блокировка включения/выключения передачи в конструкции механизма выбора передач: без выжатой педали сцепления передачи не переключаются;
- включение/выключение повышенной/пониженной передачи;
- включение/выключение межосевого дифференциала;
- система локально-сетевого подключения;
- беспроводная клавиатура с возможностью управления инструктором программным меню и неисправностями транспортного средства;
- имитация первого и второго этапов практического экзамена на получение права на управление транспортным средством категории "С";
- полная запись и ведение статистики для каждого обучающегося индивидуально, видеозапись прохождения упражнений, сравнительно-оценочная система.