Интерактивный учебный тренажер предназначен для специализированных учреждений, осуществляющих подготовку водителей спецтехники, в том числе гусеничных трубоукладчиков. Также его использование возможно в учреждениях общеобразовательной и профессиональной подготовки (сельскохозяйственные колледжи и лицеи, учебные центры нефтегазовой отрасли).
Учебный тренажер разработан в соответствии с программой подготовки машинистов самоходных машин, отвечает требованиям пожарной и электробезопасности, а также санитарных правил и нормативов.
Учебный тренажер позволяет:
- отрабатывать базовые моторные навыки управления гусеничным трубоукладчиком в условиях труднопроходимой грунтовой дороги и на строительной площадке;
- изучать общие принципы управления гусеничным трубоукладчиком при разных метеорологических условиях и времени суток;
- изучать принципы и режимы работы узлов и агрегатов гусеничного трубоукладчика на практике без риска и амортизационных расходов, связанных с эксплуатацией реального учебного транспортного средства, затрат на техобслуживание и горюче-смазочные материалы;
- отрабатывать навыки работы с навесным оборудованием (боковой стрелой) и выполнять тестовые задания с его использованием;
- осуществлять автоматическую фиксацию ошибок обучающихся и сохранять статистические результаты тренировочных и экзаменационных упражнений в персонифицированной базе данных.
Устройство учебного тренажера предусматривает стандартную компоновку рабочего места машиниста и размещение органов управления гусеничного трубоукладчика.
Учебный тренажер оснащен двумя широкоформатными ЖК-дисплеями 46", моделирующим фронтальный и боковой обзоры с рабочего места машиниста.
Звукоряд обеспечивается акустической системой, интегрированной в корпус тренажера.
В комплект поставки входит беспроводная клавиатура, позволяющая инструктору управлять программным меню учебного тренажера и задавать в процессе выполнения обучающимся упражнений следующие неисправности транспортного средства:
- отказ работы рулевого управления,
- отказ работы гидравлической системы,
- повышение температуры охлаждающей жидкости,
- падение давления масла в двигателе,
- неисправность генератора,
- полное израсходование топлива,
- повреждение гусеницы/колеса.
Программное обеспечение учебного тренажера на основе 3D-симуляции движения с учетом физических параметров и динамики транспортного средства, а также свойств виртуальной окружающей среды предусматривает прохождение тренировочных и экзаменационных упражнений на труднопроходимой грунтовой дороге и объектах строительства.
Программным обеспечением предусмотрена функция "Виртуальный инструктор", представляющая собой голосовое сопровождение, которое контролирует выполнение упражнений и информирует обучающихся о допущенных ошибках. Громкость "Виртуального инструктора" регулируется встроенным блоком управления.
Тренажер снабжен беспроводной системой автоматического распознавания "курсант/инструктор" для ограничения доступа к эксплуатации тренажера в отсутствие инструктора и исключения выхода из строя вследствие некорректного использования.
При изготовлении каркаса для учебного тренажера используется профиль из легкосплавного алюминия, что позволяет значительно снизить вес оборудования. Аргонно-дуговая сварка обеспечивает точность, надежность и безопасность сварных конструкций. Обшивка учебного тренажера, изготавливаемая из АБС поливинилхлорида с применением термовакуумной формовки.
В комплект тренажера входит тренажерный модуль, представляющий собой интерактивную светодинамическую сенсорную маркерную панель, которая позволяет проводить обучение и тестирование на проверку усвоенного материала и вносить корректировки в процесс обучения. Возможно проведение группового обучения с помощью установленного программного обеспечения "Виртуальный инструктор".
Тренажерный модуль является инструментом инструктора, позволяющим наиболее полно преподносить материал положений по осмотру и допуску транспортных средств к эксплуатации, что зачастую позволяет предотвратить травмоопасные ситуации и происшествия.
В тренажерном модуле предусмотрено два режима работы: "Обучение" и "Контроль".
В режиме "Обучение" инструктор касается иконки, относящейся к преподаваемому материалу, и программное обеспечение "Виртуальный инструктор" рассказывает о правилах эксплуатации транспортных средств, относящихся к данному разделу, и мероприятиях по устранению неисправностей.
В режиме "Контроль" программный код генерирует случайный вопрос по пройденному материалу, ответ на который вводится на сенсорной панели.
На тренажерном модуле представлена модель гусеничного трубоукладчика в разрезе, с помощью которой можно отрабатывать мероприятия по осмотру транспортного средства перед поездкой и делать маркерные пометки для детализации отдельных вопросов. Сброс задачи осуществляется автоматически или с рабочего места инструктора.
Учебный видеофильм "Инструкция по запуску, эксплуатации и технике безопасности при работе на тренажере" предназначен для обучения правильной работе на тренажере. Электронный носитель информации содержит следующий обучающий материал:
- основные правила техники безопасности при работе на тренажере,
- инструкция по запуску,
- эксплуатация тренажера.
Конструктивные характеристики рабочего места учебного тренажера:
- имитация кабины гусеничного трубоукладчика ТР-20;
- 2 широкоформатных ЖК-дисплея 46";
- замок зажигания;
- оригинальные органы управления, панель приборов и рычаги управления ковшом гусеничного трубоукладчика ТР-20;
- беспроводная клавиатура с возможностью управления инструктором программным меню и неисправностями транспортного средства.
Основные характеристики учебного тренажера:
- стандартная компоновка рабочего места машиниста гусеничного трубоукладчика ТР-20;
- функция смены угла обзора ("поворот головы" виртуального водителя), позволяющая контролировать максимально большое пространство вокруг транспортного средства;
- функция смены камер вида;
- выбор погодных условий (дождя, снега, тумана, яркого солнца) и времени суток для прохождения заезда;
- скопление осадков на ветровом стекле при отключенных стеклоочистителях (очищение ветрового стекла осуществляется включением стеклоочистителей);
- использование навесного оборудования и выполнение тестовых заданий с его применением;
- полная запись и ведение статистики для каждого обучающегося индивидуально, видеозапись прохождения упражнений, сравнительно-оценочная система;
- ролики с фиксаторами для удобства транспортировки внутри помещения.